Конспект урока - как составить его правильно?
Все учителя знают, что качественный конспект урока - это залог успеха в ежедневной работе учителя. Если у Вас есть подробный и тщательно проработанный план урока, то Вы можете быть уверенными в том, что цели, поставленный для этого урока будут достигнуты. Структура урока, если она будет тщательно продумана, позволит учителю удержать внимание детей в рамках всего времени, запланированного на урок.
Википедия. Конспект урока — подробное и полное изложение содержания и хода урока, отражающее совместную деятельность учителя и учащихся. Конспект нужен для подготовки к уроку, так как работа над ним помогает систематизировать учебный материал, выстроить логическую последовательность его изложения, уточнить формулировки и понятия, определить соотношение звеньев урока.
Естественно, нельзя написать единый конспект урока для всех предметов. Ведь всё очень сильно зависит и от типа урока, и от предмета, для которого составляется этот конспект. Нельзя создать единый конспект урока для географии и физкультуры. Но, тем не менее, существуют основные принципы проведения урока и составления плана урока. И сейчас мы попытаемся рассмотреть эти принципы.
Принцип 1. Тема урока.
Для какого бы предмета мы не составляли конспект урока - везде обязательно присутствует тема урока. Ведь в календарном планировании тоже всегда присутствуют темы уроков. Поэтому Вам стоит придерживать тем, которые указаны в календарных планах по Вашему предмету.
Принцип 2. Цели урока.
В настоящее время все чаще используются современные методики обучения, в которых не требуется делить цели урока на образовательные, воспитательные и так далее. Но, для начинающих учителей, мы бы рекомендовали, хотя бы на начальном этапе использовать эти, годами проверенные методики. Разбейте цели урока на три части. Вот для примера так:
Образовательные цели:
- познакомить учеников с … (тут можете подставить любой пункт из списка: понятиями, правилами, законами и т.д.)
- систематизировать знания о (поэте, писателе, теореме и т.д.)
- дать ученикам представление о (законе, факте, теореме и т.д.)
- приобрести навыки (анализа, сопоставления и т.д.)
Воспитательные цели:
- воспитание у учащихся чувства (и далее выбираем из списка: уважения к старшим, младшим, эстетического восприятия, любви к труду, чувства Родины, чувства долга и так далее)
Развивающие цели:
- развитие памяти у учащихся,
- развитие мышления,
- развитие самостоятельности у учеников
и так далее.
В том случае, если на уроке Вы собираетесь использовать виды работы, которые подразумевают групповое участи, то к этому перечню можно добавить и развитие умения работать в команде, совершенствование коммуникативных навыков при работе в группе.
Принцип 3. Запланированные задачи урока
Мы рекомендуем отказываться от этого этапа молодых и начинающих учителей. Здесь Вам нужно перечислить хотя бы основные задачи и навыки, которые должны усвоить Ваши ученики после окончания урока. В этом разделе конспекта урока рекомендуем не отклоняться от требований Министерства образования Вашей страны.
Принцип 4. Вид и форма учебного занятия
Многие учителя не указывают в своём планировании уроков этот пункт. Ниже приводим несколько распространённых видов уроков.
- урок изучения нового материала,
- урок закрепления пройдённого и изученного материала,
- урок систематизации полученных знаний,
- итоговый урок
А теперь для примера несколько форм урока.
- урок-аукцион,
- урок-брифинг,
- урок-тестирование
- урок-исследование
- урок-путешествие,
- урок-сказка
и другие
Принцип 5. Материалы и оборудование, которые необходимы для проведения урока.
Это раздел обязательный для всех типов конспекта урока. Тут необходимо указать все средства, которые будут использованы на уроке. Например, карточки, раздаточный материал, проектор, интерактивная доска, мультимедийная презентация, репродукция картины и так далее.
Принцип 6. Течение урока
Первый этап - организационный. Это нужный этап для всех уроков. Во время этого этапа, стоит выполнить концентрацию внимания учеников на предстоящем уроке, проверить их готовность и собранность.
Второй этап - контроль выполнения учащимися домашнего задания, заданного на прошлом уроке. Кроме непосредственно проверки домашнего задания, этот этап позволяет вспомнить учащимся главные тезисы прошлого занятия. (Логичным исключением этого пункта из плана, является контрольный урок)
Третий этап - обновление знаний учеников класса по изучаемой теме. Иногда, этот этап могут называть актуализацией знаний. Как правило, на этом этапе учитель очерчивает круг интересующих вопросов, которые сегодня будут рассматриваться на данном уроке. Хотя, по нашим данным, многие учителя не включают данный этом в свои конспекты уроков.
Четвёртый этап - озвучивание темы занятия и главных целей, которые будут преследоваться на этом уроке. Можно использовать банальный способ - учитель самостоятельно озвучивает тему урока. А можно применить более инновационный метод - подвести учащихся с помощью беседы к самостоятельному пониманию и озвучиванию темы, и цели урока.
Пятый этап - главная часть занятия. Этот этап естественно будет абсолютно разным для разных видов уроков, перечисленных выше. Но суть данного этапа одна - материал должен излагаться от простого к сложному. И от более общих тезисов к более частным.
Шестой этап - обобщение результатов урока. Некоторые учителя в последнее время могут заменять этот этап название рефлексия. На этом этапе, как правило, учитель подводит результаты урока и пытается сделать вывод о тех знаниях, которые усвоили ученики.
Седьмой этап - озвучивание оценок за урок. Нам кажется, что данный этап не вызывает вопросов ни у одного учителя. Хотя, в качестве эксперимента, в последнее время, приобретает популярность система самооценивания учеников. Есть ещё вариант взаимооценивания учеников.
И последний этап - задание на дом. Традиционно, многие учителя оставляют этот этап на конец урока. Хотя, вполне реально, переместить этот этап и в середину урока или даже в начало урока. Прогрессивные учителя предлагают своим ученикам разноуровневые домашние задания дабы стимулировать ученика к более детальному изучении темы. Кроме этого, многие учителя предлагают своим ученикам в качестве домашнего задания по желанию выполнить какую-либо работу с использованием компьютера. Например, создать презентацию или короткий видеофильм.
В завершение…
Молодые и начинающие учителя должны помнить, что можно правильно и методологически верно составить свой конспект урока, но дети на нём уснут! Учителям стоит помнить о том, что любой урок должен понравиться детям. Например, учитель может с помощью нестандартных форм сделать урок более интересным и нескучным!
Видео. Как писать конспекты. Планирование для учителя.
Книги. Методика преподавания. Учебное пособие
Музыка. Для написания конспекта урока
Презентация. Требования к современному уроку
Прочитать статью и оставить комментарии. Новости образования Украины и Росcии